Валерия Молоткова

Внебрачная племянница 125-й извилины Владимира Маяковского. Искренне верит в думающих людей. Член ЛИТО «Югорские Ваганты, автор сборника стихотворений «Хулиганить!».

"Предназначением своего творчества считаю стремление заставить читателя глубже проникать в смысл написанного, а не видеть только то, что лежит на поверхности".

Пишет на платформе: #КраснаяПанда_пишет

Предпочтения: поэзия современная или Серебряного века, фантастика и фэнтези. Из классики с наибольшим трепетом относится к творчеству Эриха Марии Ремарка. Располагает обширной книжной коллекцией рок-поэзии. Даже защитила дипломную работу по теме «Функции имени в творчестве поэтов русского рока (на материале песен Бориса Гребенщикова и Александра Башлачева)».

Девиз: "Не ждите чуда - чудите сами!"

1. «ЖИВЫЕ ПОЭТЫ»: сборник стихов

«Любителям современной поэзии посвящается! Если вам надоело классическое изложение текста, вы хотите чего-нибудь поострее и любите подумать над написанным, тогда эта книга для вас. Сборник поэзии «Живые поэты» собрал под своей обложкой творчество абсолютно разных людей, которых объединяет только одно – неформатность и чрезмерная оригинальность, которая будто отпугивает «классические» издательства своей резкостью. Поэты – это панки и философы, ученые и эмигранты, именитые литераторы и студенты-радикалы, музыканты, программисты и заводские рабочие. И только здесь они объединились, чтобы в итоге выдать нечто неординарное. Возможно, читатель уже слышал о таких именах, как Борис Гребенщиков и Диана Арбенина, возможно, даже знаком с их творчеством, но основную часть сборника составляют произведения малоизвестных авторов, не отстающих по уровню мастерства от мэтров. И, возможно, после прочтения этой книги в вашем списке любимых авторов станет на одного или несколько поэтов больше.

Сборник является итогом проекта «Живые поэты», который показывает, насколько разной и противоречивой может быть современная поэзия. В нем представлены авторы из 15 стран (80 городов) – три года команда главного редактора Андрея Орловского искала необычные голоса.

Авторам этой книги, кажется, можно все: игнорировать правила языка, поднимать больные и неудобные темы, писать о них, используя любую лексику. Да, порой непричесанные метафоры и чрезмерно закрученные фразы звучат вызывающе, но такая она и есть – современная, молодая поэзия. Она искренняя и свежая, шокирующая и правдивая, а потому – живая. «Осень течет слюной, глаза выражают юг, темно-зеленой волной дергается Петербург…» – пишет один из авторов, санкт-петербургский поэт Леха Никонов. Оригинально, правда?

Очевидным достоинством книги, помимо ее новизны и оригинальности текста, является дизайн. Он нарочито-оборванный, я бы сказала, уличный. Страницы выполнены в черно-белой гамме с элементами красного. Несмотря на такую депрессивную палитру, книгу приятно листать и держать в руках, она полностью погружает в атмосферу написанного. Каждый автор удостоен здесь отдельного разворота, на котором опубликована его фотография либо рисунок, а также список любимых поэтов. Отмечу, что наиболее часто встречающиеся – это И. Бродский и В. Маяковский, так что их можно назвать родоначальниками современных тенденций в поэзии.

Если говорить о недостатках сборника, то стоит сказать, что эта он явно не для всех. Читателям, не приемлющим сложных метафор, а также резких и грубых выражений, лучше не выбирать его для прочтения. Также эта книга запрещена к прочтению детям, ведь в ней содержится немало нецензурных слов.

Сборник «Живые поэты» далек от классических канонов. Во многом он дает пощечину консервативным взглядам. Но если вы не боитесь узнать что-то новое и любите загадки, то вам стоит с ним познакомиться».

Книгу можно взять в отделе хранения для чтения в читальном зале, 3 этаж.

Читайте и будьте счастливы!

Всегда ваша — Государственная библиотека Югры

2. ЮЛИУС ФУЧИК «РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ»

Бойтесь людей равнодушных.

«Есть такие Произведения, после прочтения которых остаются смешанные чувства. Книга Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей на шее» – это та книга, которую вам навряд ли захочется перечитывать снова, но строчки из которой врежутся в память на долгие годы. После прочтения этой книги остается чувство гордости за своих предков, приходит полное осознание того, почему война – это самое страшное, что может случится с человеком.

Чехословацкий журналист Юлиус Фучик завершил свое самое знаменитое произведение «Репортаж с петлей на шее» в пражской тюрьме Панкрац в 1943 году. В нем он размышляет о смысле жизни и об ответственности каждого человека за мир на Земле. «Репортаж» был написан на 167 листах папиросной бумаги, а затем тайком вынесен из тюрьмы и опубликован. Позже книгу перевели более чем на 90 языков мира. С уверенностью можно сказать, что сегодня «Репортаж с петлей на шее» является одним из самых известных произведений чешской литературы.

Книга знакомит читателя с историей заключения Юлиуса Фучика в фашистской тюрьме, повествует об антифашистской борьбе в оккупированной Чехословакии и о людях, принимающей в ней участие. Надо отметить замечательный образ героя романа. Находясь в чудовищно тяжелых условиях, он не теряет оптимизма, не страшится смерти. На протяжении всего повествования от него нет ни одной жалобы, что, как ни странно, вызывает жалость у читателя. Герой не сдается ни при каких условиях и даже на смертном одре просит, чтобы память о нем не омрачалась скорбью.

«Я любил жизнь и за ее красоту вступил в бой. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали. <…> Жил я для радости, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить на моей могиле ангела скорби».

Фучик старается меньше акцентировать внимание на себе, больше раскрывает образы своих товарищей – скромных героев, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом. Таковы, например, супруги Елинек – Иозеф и Мария, в доме которых был арестован Фучик. Оба они погибли, до конца оставаясь верными долгу. Замечательных людей Фучик встречает и в тюрьме. Особенно запоминается образ дядюшки Скоржепы, ставшего тюремным коридорным, но продолжавшим вести в тюрьме подпольную работу. Фучик выделяет хороших людей и среди тюремщиков. Таким, например, является Адольф Колинский, которому человечество обязано тем, что Фучик смог создать свою книгу (именно Колинский снабжал его письменными принадлежностями).

Сильным личностям, плененным телом, но не духом, автор противопоставляет фашистских тюремщиков, называет их «марионетками». Большинство из них – садисты, потерявшие человечность и получающие наслаждение от пыток. Немало и тех, кто стал нацистом в погоне за карьерными достижениями, в надежде подняться на своих грехах. Важно, что автор подчеркивает превосходство пленников над последователями фашизма, отмечая, что только борцы с фашизмом верят в правоту своих убеждений, в то время как в нацистских душах живет страх.

На мой взгляд, книга предназначена для чтения в зрелом возрасте. Полностью понять философский посыл, стойко воспринять сцены пыток, представленные в ней, сможет только человек, умудренный собственным жизненным опытом. Но надо сказать, что книга не теряет актуальности и по сей день, и я рекомендую ознакомиться с ней каждому, чтобы научиться ценить тот мир, в котором мы сейчас живем.

«Не бойтесь врагов – они могут только убить; не бойтесь друзей – они могут только предать; бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. <…> Люди, я любил вас! Будьте бдительны!» – так писал Юлиус Фучик в «Репортаже». Эти слова являются отзвуком голосов миллионов жертв, отдавших свои жизни во имя мирных будней наших современников. Помнить об этом – значит уважать подвиги этих людей».

Книги Юлиуса Фучика можно взять в отделе обслуживания, 1, 3 этаж.

Читайте, будьте здоровы и счастливы!

Всегда ваша — Государственная библиотека Югры.

3. Анна Кирьянова «Ведерко мороженого и другие истории о подлинном счастье»

Книга вместо кондиционера, или Как освежить разум.

Как книга может спасти от жары? Нет, в борьбе с летним зноем она помогает отнюдь не тем, что может являться чудным заменителем веера. Иногда книга, словно дуновение ветра, освежает и дарит силы. Особенно если в прохладе нуждается душа. Этим жарким летом я освежала свой разум при помощи книги, которая одним только заглавием дает силы двигаться вперед, несмотря на встречающиеся порой невзгоды. Это «Ведерко мороженого и другие истории о подлинном счастье» Анны Кирьяновой.

Анна Валентиновна Кирьянова – довольно известный в стране психолог, телеведущая, блогер, автор четырех сборников рассказов и стихотворений на психологическую тематику.

Выделяя умение писательницы точно и ярко описывать психологические моменты, ее творчество сравнивают с творчеством Диккенса, Чехова, Цветаевой.

Книга «Ведерко мороженого и другие истории о подлинном счастье» стала для меня настольной. Ее можно открыть на любой странице и получить важный совет, в котором нуждаешься. Сборник состоит из небольших рассказов длиной по две странички, но и в эти небольшие тексты Анна Кирьянова сумела поместить по-настоящему мудрые мысли. А также такой размер позволил автору рассказать об огромном количестве житейских (и не совсем) проблем, о том, как люди с ними справляются. Истории заставляют задуматься, где- то даже вызывают слезы, но в каждом случае помогают найти ответы на сложные жизненные вопросы. Поссорились с родным человеком? Переживаете из-за проблем на работе? Или, может, вас волнует нечто другое? Откройте книгу – я почти уверена, что о вашей проблеме сказано на ее страницах. Откройте книгу, когда ваш раскаленный от эмоций разум, кажется, взорвется от напряжения. Откройте ее – и маленькой ложечкой вкушайте прохладные и успокаивающие эпизоды, мягкие и вкусные, как мороженое.

Но, как и с обычным мороженым, у этой книги есть ограничение в порции. Когда я слишком много читала эти рассказы, проглатывая один за другим без нужды в «охлаждении разума», то необыкновенный успокаивающий эффект сходил на нет. Рекомендую все же читать этот сборник небольшими порциями, чтобы не заработать «книжную простуду», и использовать его в качестве мудрого советника. Даже на обложке «ограничивают» читателя в дозировке и советуют «есть по ложке в день перед сном, чтобы утром улыбаться».

Книга вышла в серии «Вкус мяты. Душевные книги для добрых людей» издательства «Бомбора» (название серии такое же вкусное, как и название книги, не правда ли?). Обложка мягкая и приятная на ощупь, а ее оформление исполнено в спокойных пастельных тонах.

Читая эту книгу, понемногу приходишь к своему пониманию подлинного счастья, будто бы изобретаешь собственный рецепт мороженого. Каким оно будет на вкус – решать вам.

Книги Анны Кирьяновой можно найти на ЛитРес.

Читайте, будьте здоровы и счастливы!

Всегда ваша — Государственная библиотека Югры.

4. Сборник стихов «Начало» и сборник рассказов «Пряник в рукаве» Елены Капитановой

 Все мы родом из детства, или Краски памяти

Как часто у вас остается сладкое чувство ностальгии от прочитанной книги? После прочтения произведений молодого югорского автора Елены Капитановой (члена литературного объединения «Югорские ваганты») становится тепло на душе и в памяти всплывают яркие кадры родом из детства. Как будто автор взял твои воспоминания и заботливо связал из них мягкий шарф, в который так и хочется закутаться! Недавно у Елены почти одновременно вышли две книги – сборник стихотворений «Начало» и сборник рассказов «Пряник в рукаве». Материал к своим «первенцам» автор тщательно собирала на протяжении пятнадцати лет.

«Начало» – это небольшое по объему, но выверенное и яркое собрание поэзии автора. Теплые, метафоричные и искренние строки стихотворений легко запоминаются и заставляют перечитывать себя снова и снова. Буквально каждое слово говорит о Елене Капитановой как о нежном, глубоко чувствующем человеке, не боящемся раскрыть душу перед читателем. Зная Елену лично, я могу сказать, что это действительно так.

Оставить сны, цвета и знаки,

Раскрасить памятью свой век

Лишь только для того, чтоб всякий,

Задумавшись, замедлил бег.

Именно так поэтесса описала смысл своего творчества. И действительно, своими стихотворениями она умело раскрашивает окружающий мир, четко прорисовывает все детали, придавая цвет даже запахам и звукам, которых в ее стихах множество.

Тут уместно сказать об оформлении сборника. Вложив свою душу без остатка, Елена продумала буквально каждую страничку книги. К стихотворениям поэтесса нарисовала иллюстрации в технике акварели с элементами гербария. Учитывая и текстовую составляющую, и оформление, книгу приятно листать и держать в руках. Будем надеяться, что «Начало» послужит началом для стремительного взлета поэтического дарования автора.

Лирическое настроение поддерживает и вторая книга Елены Капитановой – сборник «Пряник в рукаве». Сюда вошли семь рассказов, основанных на воспоминаниях из детства, семейных историях, жизненных наблюдениях и случаях из журналистской практики. Автобиографические сюжеты в них переплетаются с вымыслом, а реальные герои – с собирательными образами. Сама Елена пишет об этом сборнике так: «Я не выдумала какой-то особенный мир. Все в них [рассказах] знакомо – вещи, места, характеры. Особенно знакомо тем, кто вырос в девяностые, взрослел в нулевые и все же остался немного ребенком в наше время гонки за успехом, жизни в кредит, одиночества в бесконечном потоке общения в сети». И действительно, каждый найдет в этой книге что-то знакомое. Первый школьный звонок, огороды во дворах многоквартирных домов, любимые и нелюбимые книги из детства – все это даст отклик в вашей памяти и проассоциируется с чем-то личным.

Я очень рекомендую к прочтению эти два сборника. В сегодняшние непростые времена так важно обращаться к добрым и светлым книгам, которые дают возможность вспомнить такое беззаботное, но далекое теперь время – время детства. Обе книги доступны на портале Литрес, а на своей Инстаграм-страничке Елена публикует видео с авторским прочтением своих произведений.

Читайте, будьте здоровы и счастливы!

Всегда ваша — Государственная библиотека Югры.

5. Сборник «Живые поэты. Книга II»

Год назад я уже писала про нашумевший сборник современной поэзии «Живые поэты». Этой осенью вышла вторая часть, о которой также следует сказать. Стоит отметить, что первая книга проекта Андрея Орловского вызвала немало споров, собрала десятки премий и тысячи разношерстных отзывов. Вторая книга тоже претендует на популярность, но, по признанию самого Орловского, «отличается от предыдущей настолько, насколько вообще первый том может отличаться от первого». Обо всех отличиях и новшествах этой книги я и хочу поразмышлять.

Первые различия видны уже при рассмотрении обложки издания. В оформлении дебютного тома было использовано изображение зеленых молодых ростков – этакий символ зарождающегося проекта, начала новой поэтической жизни. Обложка второй книги претерпела значительное изменение. Теперь это уже не «проба пера», а решительный, яростный «БАХ!» кулаком по столу современности. Зеленые ростки на обложке заменила молния как символ неуемности и порывистости молодого поколения, жаждущего быть по́нятым и признанным. Я бы описала этот сборник одним словосочетанием – «книга-крик». Причем это крик не о помощи, не о беззащитности или боли внутри, это крик-провокация, обращенная к оставшимся закостенелым умам общества. «Смотрите на нас, мы будущее, поймите нас и живите с этим!» – эти слова читаются в каждой строчке.

Надо сказать, список авторов значительно помолодел. Если для раскрутки первой книги требовалось больше громких имен, то второй сборник почти полностью основан на творениях малоизвестных молодых дарований. Макаревич, Шевчук, Полозкова, Губерман – вот те немногие фамилии, за которые поневоле цепляется глаз читателя, ищущий знакомых авторов. Каждому поэту теперь выделен ровно разворот, включающий только одно стихотворение, фото или рисунок, а также список любимых писателей – своеобразную фишку книги, позволяющую проследить меняющиеся вкусы творческих современников. Проанализировав эти предпочтения, можно сказать, что они за год претерпели некоторые изменения – Владимир Маяковский, хоть и оставаясь самым востребованным из русских классиков, значительно уступает в популярности зарубежным представителям поэтической мысли. Пабло Неруда, Федерико Гарсиа Лорка, Хорхе Луис Борхес, Гомер – такими именами пестрит список любимых писателей. Посоперничать с этими любимцами пишущей молодежи могут только авторы-современники. Среди любимых писателей андеграундные творцы все чаще называют своих друзей, сотоварищей по перу, таких же нерастиражированных авторов, как они сами. Проще говоря, современники учатся у современников.

Говоря об общей стилистике сборника, можно отметить, что одним из самых распространенных стилей написания стал критический, прямолинейный реализм. Даже любовная лирика в книге имеет социальный контекст. Несмотря на это, в поэзии стало больше сложных метафор, завуалированных фраз и подтекста. Рифмы, запятые, заглавные или строчные буквы – все это теперь не имеет значения. Важен лишь смысл. Поэтому авторы иногда нарочито избегают любых знаков препинания и прочих выделений. Чем-то стихотворения напоминают тексты современных рэп-исполнителей. Наверное, своим равнодушием к правилам и стандартам.

Если предыдущую книгу «Живых поэтов» я не рекомендовала к прочтению консервативным читателям, то теперь настоятельно рекомендую новый сборник всем, кто отчаянно пытается понять современное поколение. Да, в сборнике так же имеется нецензурная лексика, да, для понимания книги нужно приложить некоторые усилия, но в этом и суть сегодняшней молодежи – быть вне всего остального мира, быть вне рамок. И если вы до сих пор млеете в недоумении при виде французских заимствований в романе «Война и мир», то что вы скажете, прочитав современников? Одно точно: строки от тех, для кого «Космос пахнет яблоками и зеленкой» (А. Шалашова), для кого «Стакан наполовину кан» (Е. Толстолуцкая) и чья «Кровь состоит из лета» (В. Полозкова) не оставят вас равнодушными.

Ответственный за информацию в разделе:
Мириев Э. С., и.о. заведующего отделом​ внешних коммуникаций и социокультурной деятельности
тел.
+7(3467) 33-33-21